-
Мы придерживаемся хроматического порядка красок в этой заметке и на сайте.
В пределах цветового тона - по нарастанию яркости или насыщенности краски,
и от холодных тонов к тёплым.
- Белые,
- жёлтые,
- телесные,
- оранжевые (жёлто-красные),
- красные,
- розовые (сине-красные),
- фиолетовые (красно-синие),
- синие,
- голубые (зелёно-синие),
- бирюзовые (сине-зелёные),
- зелёные холодные,
- зелёные тёплые,
- коричнево-жёлтые,
- коричневые,
- серые (холодные, нейтральные, тёплые)
- чёрные.
- ЦВЕТ (Color)
Цвет должен быть чистым и ярким, насыщенным.
Необходимо, чтобы цвет и тон одной и той же краски,
выпускаемой в разное время на одном и том же заводе, были постоянными без всяких отклонений.
К сожалению, разные производители выпускают краски одного названия, которые имеют
довольно заметные отличия и в цвете, и в тоне.
Нет международных стандартов цвета даже для каждого общепринятого в мировой практике названия краски,
не считая конечно грубых различий (красной от фиолетовой, зеленой от синей и т.п.).
Обозначения основых пигментов для художественных красок:
PWxx - White - Белый (доп.код хх)
PYxx - Yellow - Желтый
PRxx - Red - Красный
PVxx - Violet - Фиолетовый
PBxx - Blue - Синий
PGxx - Green - Зеленый
PBrxx - Brown - Коричневый
PBkxx - Black - Черный
PXtr - Pigment X Transparent - Пигмент цвета X прозрачный (transparent).
Наличие пигментов (без указания долей в составе краски) пишут в основном на профессиональных красках.
-
СВЕТОСТОЙКОСТЬ (Lightfastness)
Споосбность сохранять исходный тон под воздействем света - солнечного или искусственного в помещениях.
При испытании краска не должна изменять цвет на солнце в течение года, а под лучами кварцевой лампы
в течение 200 часов.
Светостойкость красок обозначают на упаковке или тубе знаком + или *:
+++ - очень высокая (свыше 100 летв музейных условиях)
++ - высокая (25...100 лет в музейных условиях)
+ - средняя (10...25 лет в музейных условиях)
Светостойкость обозначают в основном на профессиональных красках.
- УКРЫВИСТОСТЬ или кроющая сила (Opacity)
Способность краски перекрывать цвет нижележащих слоев или основы (холста, картона, бумаги и т.п.).
Через ПРОЗРАЧНЫЕ краски (Transparent) просвечивает нижний слой или основа.
В масле прозрачные краски используются для тонких лессировок на звершающих этапах живописи.
УКРЫВИСТЫЕ краски (Opaque) перекрывают почти полностью нижележащие слои - в зависимости от толщины слоя этих красок.
Укрывистые краски во всех типах живописи используются для грунтовки основы (чаще белые тона)
и на начальном этапе картины в пастозной технике для основы сюжета.
В тонких слоях они замутняют (или затуманивают) просвечивающий нижний слой краски.
Прозрачность красок обозначают обычно квадратиком.
Для текстового описания удобнее использовать буквенный код.
|
T или TR | - (Transparent) Прозрачная или Лессирующая краска. Белый квадратик. |
|
ST | - (Semi-Transparent) Полупрозрачная краска. Белый квадратик, перечеркнуктый по диагонали. |
|
SO | - (Semi-Opaque) Полуукрывистая краска. Квадратик разделен по диагонали на белый и черный треугольнички. |
|
O или OP | - (Opaque) Укрывистая или Корпусная краска. Чёрный квадратик. |
Различия между полупрозрачной и полуукрывистой красками довольно трудно обнаружить на глаз,
однако некоторые производители используют такие тонкие градации на дорогих профессиональных красках.
- ТОНКОТЁРТОСТЬ или Дисперсность (Dispersity)
Краски надо перетирать безупречно.
Для них нужны настолько высокодисперсные (тонкие) пигменты, чтобы их смесь со связующими
веществами переходила во время перетира почти в коллотдное состояние.
Каждая краска имеет оптимальную для нее величину частиц пигмента - несколько микрон.
- Химическая ЧИСТОТА (Chemical Purity)
Художественные краски должны быть химически чистыми, без примесей и без неоправданных
наполнителей, сиккативов и т.п.
Краски должны быть химически инертными по отношению к связующим веществам и напонителям,
и по возможности не реагировали друг на друга в смесях.
- ПАСТОЗНОСТЬ
Однородность и нормальная густота краски (в основном масляной, акриловой или гуашевой),
без излишней вязкости, текучести или отрывистости.
При избытке масла в масляных красках и при недостаточно тонком перетире наблюдается
отслаивание масла в тубах.
- ПРОЧНОСТЬ в бытовых условиях
Устойчивость к воздействию атомосферных явлений и химических компонент воздуха в помещении
(сероводород, щелечи, кислоты).
Это также устойчивость в смесях красок - цвет смеси не должен меняться, если все компоненты
устойчивы и не взаимодействуют химически с воздухом и друг с другом.
Малостойкие пигменты в художественных красках не применяются или применяются очень ограниченно
для труднозаменимых пигментов.
Художественные профессиональные краски в некоторой степени нормируются по светостойкости и укрывистости.
На упаковках и тубах пишут название пигмента или смеси пигментов без указания процентного состава.
Одинаковый по названию цвет подразумевается постоянным в пределах завода и может заметно различаться
по оттенку и яркости на разных заводах.
Тонкотертость рекламируется (высокая, сверхтонкая и т.п.),
но не указывается количественно ее степень (размер частиц пигмента в микронах и т.п.).
Химическая чистота тоже только рекламируется без количественных характеристик.
Прочие параметры даже не оговариваются - каждый художник их должен оценивать своим личным опытом.
Не редко даже краски с одним и тем же монопигментом одного завода имеют разные названия,
разный тон и разную прозрачность по неизвестной причине - видимо из-за разной концентации
пигмента и состава наполнителей.
В заметке использован личный опыт и описания разных типов красок и пигментов разных фирм.
Книга "Школа изобразительного искусства в 9 вып. Вып.3. М., Искусство. 1965 - 212 с, ил."
содержит много полезных сведений по технологии красок.
Составитель: Виталий Васильевич Ерёменко - violtan.com
|