ColorHobby.com Colors for Artists and Amateurs
  Home   Art-Store    MAP     Contact     I Wish  
 EnglishEnglish
 РусскийРусский
Заметки | Основные свойства красок | Особенности пигментов в красках | Художественные масляные краски из России

Особенности пигментов в художественных красках

Zink White
Окись цинка
ZnO
Удельный вес 5.6
относятся к тяжелым краскам.
Белила цинковые (Zink White).
Впервые стали известны примерно в середине 19 века.
Безвредны в производстве и в работе.
Не темнеют от воздействия сернистых соединений, устойчивы а смесях и светостойкие.
Недостатки в масляной живописи - менее укрывисты, чем свинцовые или титановые белила.
Очень медленно сохнут - свыше 2 недель.
Это загрязняет живопись и ослабляет прочность красочного слоя.
Для ускорения высыхания вводят немного кобальтового сиккатива (до 5%).
Частично вступают в реакцию с маслом, образуя цинковое мыло, что уменьшает прочность красочного слоя.
Пигмент цинковых белил применяется во всех видах красок - масляных, акварельных, гуашевых, темперных и акриловых.
В акварели применяется мало - в основном для придания пастельных полупрозрачных тонов другим краскам и для "зутаманивания".
  Смесь минералов:
2PbCO3
Pb(OH)2.
Удельный вес 6.5
очень тяжелый пигмент.
Белила свинцовые (Lead White).
В настоящее время почти не производятся даже в профессиональных красках.
Были известны еще до нашей эры.
Производство сухих свинцовых белил очень вредно. Длительная работа с ними тоже вредна.
Масляные свинцовые белила обладают большой кроющей и красящей силой (укрывистые).
Не изменяются на свету, устойчивы к атмосферным воздействиям.
Дают хороший эластичный слой, не склонный к растрескиванию.
Высыхают быстро, за 2 - 3 суток.
Недостаток - потемнение от сернистых соединений (в частности от сероводорода).
Могут давать потемнение или высветление цвета в смесях с некоторыми красками.
    Белила свинцово-цинковые (Zink-Lead White).
В настоящее время редко встречаются даже в профессиональных красках.
Смесь цинковых и свинцовых белил - примерно 1-2 весовые части цинковых и 1 часть свинцовых белил.
Недостатки обоих белил как бы взаимно уменьшаются.
Titanium White
Двуокись титана
TiO2.
Удельный вес 4.2
Белила титановые (Titanium White).
На масле имеют больше укрывистость, чем цинковые и свинцовые белила.
Не ядовиты. Не реагируют на сероводород.
Недостатки - в смесях с некоторыми масляными красками ускоряют разрушение пленки масла.
В других типах красок (темпера) эти недостатки не проявляются.
В акварели применяется редко для придания "пастельных" полупрозрачных тонов другим краскам и для гуашевых эффектов.
Strontim Yellow
Хромовокислый стронций
SrCrO4.
Называют часто хром или крон.
Стронциановая желтая (Strontium Yellow).
Удельный вес около 3.8
Цвет зеленовато-желтый светлый.
Недостаток всех кронов (стронциановая желтая, цинковая желтая, свинцовая желтая) - тенденция зеленеть на свету.
Из-за этого не рекомендуется использовать стронциановую желтую в чистом виде и в смесях, где появление зеленоватости недопустимо.
В настоящее время почти не встречается в палитрах красок зарубежных фирм.
Cadmium Yellow Medium
Сернистый кадмий
CdS.
Удельный вес желтых кадмиев
4.2 ... 4.7
Кадмий желтый (Cadmium Yellow).
Желтые кадмии изготовляются с начала 19 века.
Тон кадмия от лимонного до желтого темного зависит от физической структуры частиц пигмента, исходного сырья и режима производства.
Интенсивные пигменты с ярким цветом - светостойкие.
Светостойкость возрастает от лимонного к желтому темному.
В кадмии могут добавлять наполнитель бланфикс для придания большей яркости цвета.
Naples Yellow Pale
 
Неаполитанская желтая (Naples Yellow).
Сурьмянокислый свинец с некоторым количеством окиси свинца.
Была получена в 18 веке.
Тон от светло-желтого до желто-оранжевого.
Имеет высокую кроющую способность.
Недостаток - потемнение от сероводорода в воздухе.
Aureoline
Соль азотисто-кислых кобальта и калия
CO(NO2)3,
3KNO2
Ауреолин, или кобальт желтый (Aureoline).
По цвету и прозрачности особо ценный для акварели.
Недостоточно прочен в смесях с кобальтами и белилами.
Встречается редко в настоящее время.
Пока ещё входит в палитру профессиональных масляных красок "Рембрандт"
Indian Yellow
 
Индийская жёлтая (Indian Yellow).
Применяется в живописи с начала 19 века.
Органическая краска - магниевая соль эвксантиновой кислоты.
Добывается из мочи коров и слонов, питающихся листьями манговых деревьев.
Имеет прозрачный золотисто-желтый цвет, но светостойкость не высокая, как у всех красок органического происхождения.
Golden Yellow
 
Золотисто-желтая ЖХ (Golden Yellow).
Российский аналог индийской желтой по цвету.
Тоже органическая краска, но более светостойкая по сравнению с индийской желтой.
Недостаток - в смесях с некоторыми красками золотисто-желтая ЖХ способствует растрескиванию и изменению цвета смесей.
Поэтому в масляных красках почти не употребляется.
Применяется в акварели завода Невская палитра,Ст.Петербург.
В красках других фирм почти не встречается.
В образце показана выкраска акварельной краски, менее плотная и насыщенная, чем масляная краска.
Cadmium Orange
Сернисто-селенистый кадмий
CdS, CdSe
Удельный вес кадмия оранжевого 4.5
Кадмий оранжевый (Cadmium Orange).
Пигмент кадмия оранжевого появился в 20 веке.
Кадмии имеют высокую светостойкость, а краски на масле имеют высокую кроющую способность (укрывистость).
Vermilion
Сернистая ртуть
HgS.
Удельный вес 8.2
один из самых тяжелых пигментов.
Киноварь или Вермильон (Vermilion).
Цвет светло-красный.
Известна с древних времен.
В настоящее время почти не употребляетися даже в проф.красках, ее заменяют искусственными пигментами.
Киноварь не ядовита, обладает большой кроющей силой, не боится действия сероводорода, кислот и щелочей.
Однако пользоваться натуральной киноварью не рекомендуется, так-как она темнеет на свету и в тепле, особенно киноварь на масле.
Cadmium Red
Сернисто-селенистый кадмий
CdS, CdSe.
Удельный вес кадмия пурпурного свыше 5.
Кадмий красный (Cadmium Red).
Пигмент кадмия красного появился в 20 веке.
Кадмии имеют высокую светостойкость, а краски на масле имеют высокую укрывистость.
Madder Lake Red
 
Краплак красный (Madder Lake Red).
Краска-лак (фарблак).
Цвет тёмно-красный с вишневым оттенком.
Водная окись алюминия, окрашенная органическим красителем - ализарином.
Раньше добывался из корней марены (краппа).
Теперь производится из антрацена каменноугольной смолы.
Имеет лессировочные свойства -прозрачность в тонких слоях на масле.
Недостатки - замедляет нормальное высыхание масла, сохнет около 20 суток.
Маслоёмкая краска - нужно много маспа для нормальной пастозности.
Склонен к растрескиванию и некоторому выцветанию на свету, особенно краплак розовый и розово-золотистый.
Чем светлее тон, тем сильнее выцветание.
На масле краплак более светостойкий, чем в акварели, гуаши и других водных красках.
Madder Lake Purple
 

Краплак фиолетовый (Madder Lake Purple).
Состав как у краплака красного, но содержит ещё и соли железа, которые придают фиолетовый тон.
Cobalt Violet Light
Фосфорнокислый кобальт-аммоний
CoNH4PO4,
H2O
Кобальт фиолетовый светлый (Cobalt Violet Light).
Светостойкость высокая, почти как у Кобальта фиолетового темного.
Применяется во всех видах красок.
Manganese Violet
Фосфорнокислый марганец
MnPO4
Минеральная или Марганцовая фиолетовая (Mineral or Manganese Violet).
Достаточно светостойкий пигмент.
Может применяться во всех видах красок.
Cobalt Violet Deep
Безводный фосфорнокислый кобальт
CO3(PO4)2
Кобальт фиолетовый темный (Cobalt Violet Deep).
Очень прочный и светостойкий пигмент.
Применяется во всех видах красок.
В художественных профессиональных красках это самый дорогой пигмент. Обычно относится к ценовой группе 5-7, наивысшей в фирме-производителе.
Ultramarine Blue
 
Ультрамарин синий (Ultramarine Blue).
Алюмосиликат натрия - высокомолекулярное соединение.
Производят с 5 века из полудрагоценного минерала ляпис-лазури.
Искусственным способом стали вырабатывать в начале 19 века.
Ультрамарин синий имеет хорошую светостойкость и прозрачность (лессирующую способность).
Ультрамарин зеленый - промежуточная стадия при производстве Ультрамарина синего.
Ультрамарин зеленый достаточно светостойкий, но в красках применяется редко.
Недостатки.
Ультрамарин в масляных красках может терять яркость и приобретать мутый сероватый оттенок из-за большого содержания глинозема в пигменте.
Глинозем поглощает влагу из воздуха.
В смесях с другими красками и в других типах красок (акварель, гуашь) этот недостаток не проявляется.
Утраченный цвет ультрамарина можно восстановить, если покрыть краску лаком или воздействовать на нее парами винного (этилового) спирта.
Из-за плохой смачиваемости ультрамарина маслом трудно получить хорошую консистенцию.
Паста жиже, чем нужно и имеет излишнюю тягучесть.
При хранении в тубе выделяется масло.
Ультрамарин очень стоек к щелочам, но даже слабые кислоты (типа уксусной) полностью обесцвечивают его с выделением сероводорода.
Ультрамарин синий применяется во всех типах красок.
Cobalt Blue
Соединение закиси кобальта с окисью алюминия - алюминат кобальта
CoO, Al2O3
Удельный вес около 4.3
Кобальт синий (Cobalt Blue).
Цвет чисто синий с холодным тоном, но в зарубежных компаниях бывает с зеленоватым тёплым тоном.
Производят с конца 18 века.
Синий кобальт - очень светостойкий пигмент в чистом виде и прочный в смесях.
На масле он обладает прозрачностью в тонких слоях.
Высыхает быстро. Пригоден во всех типах красок.
Недостаток - склонен к растрескиванию.
От большого количества масла, нужного для нормальной консистенции, он со временем немного зеленеет.
При электрическом освещении (от ламп накаливания) кобальт кажется сероватым.
Prussian Blue
Железисто-синеродистое железо
Fe4[Fe(CN)6]3.
Удельный вес 1.8 - 1.9
Берлинская лазурь, или Парижская синяя (милори) - (Prussian Blue).
В России более известна как Железная лазурь.
Цвет темно-синий с зеленоватым оттенком.
Была открыта в 18 веке.
Высыхает на масле очень быстро - в течение 1 - 2 суток.
Недостатки.
Краска малосветостойкая и гигроскопичная (разрушается от сырости), не прочна в смесях с некоторыми красками.
Обесцвечивается от щелочей и пигмент становится бурым.
При небольшом прокаливании пигмент тлеет и превращается в прусскую коричневую.
Ее не следует применять в ответственной живописи, особенно в акварельной и фресковой.
Берлинскую лазурь после высыхания можно защитить лаком.
Ceruleum Blue
Оловяннокислый кобальт
Co2SnO4
Удельный вес около 6.2
Церулеум (Ceruleum Blue).
Очень светостойкая и прочная краска - как сама, так и в смесях.
В отличие от кобальта, при искусствененом освещении не меняет свой зеленовато-голубой тон.
На масле высыхает быстро.
Применяется во всех видах живописи.
Manganese Blue
Химическое соединение основных сернокислой и марганцовокислой солей бария -
BaSO4,
BaMnO4,
BaO.
Марганцовая голубая (Manganese Blue).
Имеет очень красивый и яркий зеленовато-голубой цвет.
Со светлыми желтыми кадмиями дает составную краску - марганцово-кадмиеваую зеленую.
Применяется в разных видах красок.
В настоящее время встечается в масляных красках производства Подольского Арт-центра
и в профессиональных масляных красках Рембрандт голландской фирмы Ройял Таленс.
В каталогах других русских и зарубежных компаний почти не встечается.
Chromium-Cobalt Green-Blue
Соединение закиси кобальта, окиси хрома и окиси алюминия
CoO,
Cr2O3,
Al2O3
Хром-кобальт зелено-синий - (Chromium-Cobalt Green-Blue).
Очень прочные и светосткойкие пигменты.
Применяются во всех видах живописи.
Производятся на Невской Палитре в Ст.Петербурге.
В других компаниях почти не встречаются. Их заменяют бирюзовые (turquoise) тона.
Chromium-Cobalt Blue-Green
Соединение закиси кобальта, окиси хрома и окиси алюминия
CoO,
Cr2O3,
Al2O3
Хром-кобальт сине-зеленый - (Chromium-Cobalt Blue-Green).
Очень прочные и светосткойкие пигменты.
Применяются во всех видах живописи.
Производятся на Невской Палитре в Ст.Петербурге.
В других компаниях почти не встречаются. Их заменяют бирюзовые тона.
Emerald Green
Гидрат окиси хрома, где вода химически соединена с окисью хрома
Cr2O3 x 2 - 3H2O
Удельный вес 3.3
Изумрудная зеленая - (Emerald Green).
Выпускается с середины 19 века.
Один из самых прочных и светостойких пигментов в чистом виде и в смесях красок.
Стертая на масле, она имеет лессировочные свойства (прозрачность).
Имеет большую маслоемкость, но сохнет на масле быстро - примерно 2 суток.
Применяется во всех видах красок.
Недостаток.
В акварели она довольно трудно ложится на бумагу и имеет свойства затвердевать в тюбиках и кюветах, если связующее вещество сделано на гуммиарабике.
Несмотря на это, в акварели она необходима.
К сожалению в разных компаниях изумрудная зеленая имеет разные цветовые тона и насыщенность, от насыщенного тёмного голубовато-зелёного в русских красках до светлого желтовато- зеленого в голландских, немецких и французских.
Потому нельзя ее выбирать и сравнивать только по названию.
В зарубежных красках близкий аналог по цвету - зелёная ФЦ (Phthalo Green) или виридоновая зелёная (Viridian Green).
Cobalt Green
Закись кобальта и цинка
CoO, ZnO.
Кобальт зеленый - (Cobalt Green).
Цвет от светлого до темно-зеленого нейтрального зависит от соотношения этих компонент.
Добавление в поизводстве алюминиевых квасцов придает пигменту холодный голубоватый оттенок.
Высыхает на масле быстро.
Очень прочный во всех видах жмвописи.
Кобальт зеленый темный в акварели ложится на бумагу немного неровно.
Chromium Oxide Green
Безводная окись хрома
Cr2O3.
Удельный вес около 4.7
тяжёлый пигмент.
Окись хрома - (Chromium Oxide Green, Chromium Green).
Очень прочный и светостойкий пигмент.
На масле имеет большую укрывистость и силу цвета, быстро высыхает.
Применяется во всех видах красок.
В акварели это относительно укрывистая краска, немного замутняет живопись.
Green Earth
 
Зеленая земля - (Green Earth).
Природный минеральный пигмент.
Зеленый цвет с серовато-коричневым оттенком определяется присутствием в минерале закиси железа.
Встечается не часто в составе профессиональных масляных красок и используется для лессировок.
Недостатки.
Стертая на масле краска плохо кроет и скользит по поверхности грунта.
Стертая на клеевом связующем краска имеет слабый мутный оттенок и плохо ложится на бумагу.
Volchonskoite
 
Волконскоит - (Volchonskoite).
Природный минеральный пигмент - водный силикат окиси хрома, глинозема и железа.
Очень маслоемкая краска серовато-зеленого холодного цвета.
Имеет очень высокие лессировочные свойства (прозрачность).
Недостатки.
Неравномерная пастозность на масле.
Бывает слишком жидким и иногда толстые мазки начинают скользить по вертикальному холсту и сползать.
Потому его используют в основном тонкими слоями в лессироваках.
В акварели волконскоит плохо ложится на бумагу.
Встречается в профессиональных масляных красках завода Невская Палитра в Ст.Петербурге.
В других компаниях волконскоит почти не известен.
Yellow Ochre
Удельный вес от 2.7 до 3.4
Охра желтая, светлая, золотистая, темная (Yellow Ochre, Ochre Light, Gold Ochre).
Природный земляной железный пигмент.
Охры по составу - это водные и безводные окиси железа.
Охры известны с древнейших времен.
Цвет от коричневато-желтого (глинистого) до светло-коричневого тёплого желтоватого тона.
Охры очень прочны и светостойки, устойчивы к атмосферным явлениям и свету.
Применяются во всех видах живописи и во всех типах красок.
Укрывистость зависит от количества окислов железа в составе охры, от глинистых веществ и дисперсности пигмента.
Охра темная имеет склонность к загустеванию, "зарезиниванию" при хранении в тубах.
Raw Sienna
 
Сиена натуральная (Raw Sienna).
Смесь водной окиси железа (50 - 60%) с кремнеземом в присутствии окислов марганца и магния и при почти полном отсутствии глинистых веществ.
Цвет светло-коричневый тёплый с жёлтым оттенком, очень близкий к охре золотистой.
Применяется с древнейших времен.
Прочный и светостойкий пигмент.
В тонких слоях краска прозрачная или полупрозрачная в зависимости от сырья.
Mars Yellow
Водная окись железа
Fe2O3,
H2O
в смеси с гидратом окиси алюминия.
Марс жёлтый - (Mars Yellow).
Искуственный железный пигмент.
Прокаливание Марса жёлтого при 400°C дает марс оранжевый (Mars Orange).
Прокаливание при температуре до 700°C дает марс красный (Mars Red).
Mars Brown
 
Марс коричневый - (Mars Brown).
Содержит в своем составе окислы железа и окислы алюминия. Может содержать еще марганец.
Вариация компонентов дает марсы разных оттенков - от темных до светлых.
Все марсы являются пигментами прочными и светостойкими.
Недостаток марсов на масле - иногда наблюдается загустевание в тубах, чаще всего марсов коричневых.
Burnt Sienna
 
Сиена жженая (Burnt Sienna).
Безводная окись железа.
Цвет красновато-коричневый теплый.
Прочный и светостойкий пигмент.
На масле бывает полупрозрачной в тонких слоях.
Red Ochre
 
Охра красная (Red Ochre).
Природный земляной железный пигмент.
Безводная окись железа.
Цвет красновато-коричневый светлый.
Очень прочный и светостойкий пигмент.
English Red
Чистая безводная окись железа
Fe2O3
Английская красная, Железоокисная светло-красная - (English Red).
Искуственный железный пигмент.
Цвет красновато-коричневый.
Применяется в живописи с XV века.
Очень прочный и светостойкий пигмент с большой кроющей силой.
Caput Mortuum Deep
 
Капут-мортуум - (Caput Mortuum).
Искуственный железный пигмент.
Безводная окись железа.
Цвет коричневый с фиолетовым оттенком.
Используется в живописи с 16 века.
Очень прочный и светостойкий пигмент, имеет большую укрывистость.
Raw Umber
 
Умбра натуральная (Raw Umber).
Глина и кремнезем, окрашенные окислами железа (25 - 30%) и марганца.
Цвет темно-коричневый с зеленоватым (болотным) оттенком.
Применяется в живописи очень давно.
Прочный и светостойкий пигмент.
 
 
Феодосийская коричневая (Feodosian Brown).
Российский аналог умбры.
Не имеет зеленоватого оттенка, как настоящая умбра натуральная.
В смеси с волконскоитом может имитировать умбру натуральную.
Маслоемкая краска, но высыхает на масле быстро.
В акварели несколько неровно ложится на бумагу.
    Архангельская коричневая - (Arkhangelskaya Brown).
Земляной железный пигмент.
Цвет нейтральный темно-коричневый.
Выпускалась в СССР. В настоящее время почти не встречается.
Burnt Umber
 
Умбра жженая (Burnt Umber).
Безводная окись железа. В состав входят также марганец и кремнезем.
Цвет темно-коричневый с красным оттенком или нейтрально-коричневый темный.
Применяется во всех типах красок.
Vandyke Brown
 
Вандик - (Vandyke Brown).
Природная земляная краска. Содержит окислы железа и некоторые органические вещества.
Цвет коричневый тёмный или средний нейтральный.
Известен также как Кассельская земля (в Германии) с 17 века.
Пигмент назван в честь фламандского художника Ван-Дэйка,
но на русском устоялось название Вандик с XVIII века (видимо транслитерация, а не перевод).
Ivory Black
 
Кость жженая - (Ivory Black).
Состоит из углерода с небольшим количеством фосфорнокислых и углекислых кальциевых солей.
Цвет черный нейтральный или с коричневатым оттенком в зависимости от сырья.
Углерод замедляет процесс окисления масла и тем самым задерживает высыхание масляных красок.
Поэтому кость жженая на масле сохнет довольно медленно.
Она частично растворяется в кислотах, а при прокаливании сгорает, образуя белый остаток.
Пигмент светостойкий укрывистый.
Применяется во всех типах красок.
 
 
Виноградная и Персиковая черная - (Grape Black, Peach Black).
Углерод с примесью углекислых солей кальция и калия.
Эти пигменты имеют черный цвет с холодным зеленоватым оттенком.
Высыхают на масле медленно.
В настоящее время встечается редко даже в профессиональных красках.
Shungit
 
Шунгит - (Shungit).
Углерод почти на 98%.
Природный пигмент - разновидность антрацита.
Используется в масляных красках завода Невская Палитра в Ст.Петербурге.
Почти не встречается у других производителей.
Lamp Black
 
Сажа газовая или Ламповая копоть - (Lamp Black).
Почти чистый углерод.
Цвет глубокий черный - наиболее темный из всех черных тонов.
Пигмент имеет высокую укрывистость.
При прокаливании полностью сгорает.
Производится во всех типах красок.
Недостатки.
Высыхает на масле крайне медленно - около 3 недель.
Из-за малого удельного веса и большого срока высыхания, сажа газовая в смесях с другими более тяжелыми масляными красками может "всплывать" на поверхность и загрязнять живопись.
Поэтому в масляной живописи применение сажи газовой не рекомендуется.
В других типах красок этот недостаток не проявляется.

В заметке использован личный опыт, описания разных типов красок и пигментов разных фирм.
Книга "Школа изобразительного искусства в 9 вып. Вып.3. М., Искусство. 1965 - 212 с, ил."
содержит много полезных сведений по технологии художественных красок и свойствам пигментов.
Составитель: Виталий Васильевич Ерёменко - Violtan.com
Выкраски в основном использованы из магазина на этом сайте Масляные краски Мастер-Класс


  Home | Category | Company | My Cart | Delivery | My Order | MAP | Contact | I wish | Do it Yourself | Web-Resources | About us | Color Charts ||  
 Copyright ©01.2014 - 10.2020    www.ColorHobby.com